История аэропорта Кольцово

История аэропорта Кольцово тесно связана с развитием военного аэродрома Кольцово. Строительство аэродрома началось в 1928 году с возведения комендантского здания, казарм и каркасно-засыпных домов для летного состава Военно-воздушных сил Красной Армии.

В декабре 1932 года в Кольцово из состава ВВС Приволжского военного округа на самолетах Р–5 был перебазирован 33 авиаотряд. В декабре 1939 года он был направлен на Финский фронт.

22 июня 1941 года, в день начала Великой отечественной войны, на аэродроме Кольцово началось грандиозное строительство взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием. ВПП размером 1000 метров была построена в рекордно короткие сроки – за три месяца.

В октябре 1941 года в Кольцово был эвакуирован Научно-испытательский Институт Военно-воздушных сил Красной армии, проводивший испытания новых типов самолетов. 15 мая 1942 года с аэродрома взлетел первый в мире истребитель БИ-1 с ракетным двигателем. Это событие стало началом эры реактивных полетов в мировой воздушной практике. Пилотом БИ-1 был капитан Григорий Бахчиванджи. На уникальном для тех лет самолете Григорий Яковлевич совершил шесть полетов. Но седьмой оказался последним в его жизни. При испытании максимальной скорости истребитель потерпел катастрофу. В память об этом на привокзальной площади аэропорта установлена стела с макетом самолета, а в поселке авиаторов – бюст Героя Советского Союза капитана Григория Бахчиванджи.

Когда в 1943 году НИИ ВВС Красной армии передислоцировали на место прежнего базирования, было решено передать аэродром гражданской авиации. 10 июля 1943 года – день образования гражданского аэропорта Кольцово. Порт подчинили командованию северо-восточной воздушной транспортной магистрали «Москва-Уэлькаль». Впервые в истории нашей страны на единой базе были объединены военно-воздушные силы и гражданский воздушный флот.

Перед аэропортом в те годы ставились задачи по обеспечению доставки военных самолетов сибирских авиационных заводов и американских истребителей, бомбардировщиков и транспортных СИ-47 по секретной воздушной трассе «Фербенкс (Аляска) – Уэлькаль (Чукотка) – Москва». Другой стратегической задачей в период войны было обеспечение полетов транспортных самолетов по заданиям военно-промышленного комплекса Урала.

В январе 1944 года аэропорт Кольцово располагал двумя самолетами ЛИ-2 и двумя трофейными «юнкерсами». В конце войны объем транспортных перевозок резко вырос. В связи с этим был создан 3-й авиационно-транспортный отряд, а позднее (после войны) –17-й.

Летом 1945 года, с победой в войне с Германией, возникла необходимость переброски авиационной техники уже с запада на восток – на фронт военных действий с Японией.

В эти напряженные годы работниками аэропорта была обеспечена высокая безопасность полетов. В период военного и послевоенного времени не произошло ни одной катастрофы или аварии.

Основные этапы развития послевоенного аэропорта:

  • В 1946 году для обеспечения ночных полетов коллективом аэропорта в субботники построена временная система слепой посадки (ВУСП).
  • В 1951 году окончена первая реконструкция летного поля Кольцово.
  • В сентябре 1952 года 3-й и 17-й авиаотряды объединены в 120 авиационно-транспортный отряд.
  • В октябре 1954 года введен в эксплуатацию новый пассажирский аэровокзал (сегодня это Терминал деловой авиации – здание со шпилем – визитная карточка Свердловска-Екатеринбурга).
  • В 1956 году завершена вторая реконструкция аэродрома (ВПП усилена до посадочного веса самолетов ТУ-104 и ИЛ-18).
  • С 1956 года начались регулярные полеты первого реактивного пассажирского лайнера ТУ-104 и самолета ИЛ-18.
  • 1 января 1963 года на базе аэропорта, 120 летного отряда ГВФ и других служб организован Свердловский объединенный авиаотряд Уральского управления ГА.
  • 25 марта 1964 года состоялся первый регулярный рейс из аэропорта Домодедово по маршруту Москва (Домодедово) – Свердловск – Москва ( Домодедово) на самолете ТУ-104 авиакомпании «Аэрофлот».
  • 1 января 1967 года сдан в эксплуатацию новый пристрой к аэровокзальному комплексу (сегодня на его месте - новый международный терминал).
  • С февраля 1973 года в Кольцово стали осуществляться рейсы на ТУ-154.
  • 6 марта 1987 года государственной комиссией принята ВПП-2.
  • С июля 1987 года в Кольцово начались регулярные полеты на самолетах ИЛ-86.
  • В 1991 году Свердловский объединенный авиаотряд Уральского управления ГА преобразован в Первое Свердловское авиапредприятие.
  • В октябре 1993 года аэропорт Кольцово получил статус международного.
  • 28 декабря 1993 года в результате разделения и приватизации Свердловского авиапредприятия были созданы два акционерных общества АООТ (ныне ОАО) «Аэропорт Кольцово» и АООТ авиакомпания «Уральские авиалинии». В результате аэропорт получил всю наземную инфраструктуру, включая объекты социальной сферы – жилье, детские дошкольные учреждения, медсанчасть, стадион, ДК, ВЛЭК.
  • В 2003 г. в Кольцово при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, Правительства Свердловской области и Группы компаний «Ренова» начата реализация Программы развития аэропорта в качестве хаба. За годы масштабной реконструкции Кольцово (2003-2009 г.г.) общий объем инвестиций составил порядка 12 млрд. руб.: частные инвестиции – 8 млрд. руб. (в развитие аэровокзального комплекса и техническое переоснащение служб), государственные инвестиции – 4 млрд. руб. (в реконструкцию аэродромных покрытий, строительство КДП).

    Новые введенные объекты: 

- 2005 г. – кейтеринг (мощность – 10 тыс. рационов в сутки; стоимость объекта – 95 млн. руб.). 

- 2005 г. – терминал международных авиалиний (пропускная способность – 600 пасс/час; площадь – 15 400 кв. м., стоимость объекта – 940 млн. руб.).

- 2006 г. – реконструирован терминал деловой авиации (106 млн. руб.).

- 2007 г. – терминал внутрироссийских авиалиний (пропускная способность – 1000 пасс/час; площадь – 19 600 кв. м., стоимость объекта – 1 млрд. 236 млн. руб.).

- 2008 г. – новая железнодорожная станция «Аэропорт Кольцово» и запуск аэроэкспресса, связывающего с центром Екатеринбурга (ГЧП, общий объем финансирования - 450 млн. руб.). 

- 2009 г. – новый терминал международных авиалиний (пропускная способность – 1600 пасс/час; площадь – 45 000 кв. м., стоимость объекта – 2 млрд. 860 млн. рублей).

- 2009 г. – завершен первый этап реконструкции аэродромных покрытий (федеральные средства).

- 2009 г. – новый аэронавигационный комплекс – башня контрольно-диспетчерского пункта (КДП) (федеральные средства).

- 2009 г. – новый гостинично-деловой комплекс Анжело Аэропорт-Отель Екатеринбург.

  • С 1950 по 2009 г.г. из Кольцово отправлено около 65 млн. пассажиров и порядка полутора миллионов тонн груза! Но это только примерно половина обслуженных за эти годы пассажиров и грузов! Дело в том, что до 1997 г. официальной статистической отчётности по прибытию пассажиров, почты и грузов не было - планово-экономическими отделами аэропортов учитывались только показатели по отправкам пассажиров и грузов, а значит, эти цифры можно умножать вдвое. В 2008 г. впервые за последние 15 лет аэропорт вновь вышел на показатель, превышающий 2,5 млн. пассажиров (2 529 395 чел.).
facebook share