Хаб своими руками

25.09.2010

Полина Зверева. Авиатранспортное обозрение www.ato.ru Деловой авиационный портал

Утверждения о том, что хаб формируется не аэропортом, а базирующейся в нем авиакомпанией, не мешает российским аэропортам инициировать дополнительные рейсы и стыковки между ними, чтобы увеличить количество трансферных пассажиров. Столичный аэропорт Домодедово уже несколько лет развивает программу "Домодедово Трансфер Сервис", в рамках которой стремится инициировать увеличение количества стыковок и трансферных пассажиров в аэропорту. Сейчас его примеру отчасти следует Кольцово в Екатеринбурге — аэропорт стимулирует открытие новых маршрутов и их стыковку с уже существующими направлениями.

Для привлечения авиакомпаний аэропорт Кольцово предложил скидки на обслуживание. Например, при запуске нового рейса (исключение составляет московское направление) перевозчик в первый год получает скидку 60% на использование аэровокзала, коммерческое обслуживание пассажиров, предоставление трапа / использование телетрапа и взлет-посадку. На второй год работы рейса скидка составляет 40%, на третий — 15%. Подобные экономические стимулы предусмотрены также и для тех авиакомпаний, которые увеличивают частоту полетов на уже существующем направлении. Коммерческий директор Кольцово Сергей Доценко объясняет подобную меру тем, что локальный рынок в регионе практически исчерпан: Екатеринбург уже сейчас делит второе место с Санкт-Петербургом по уровню авиаподвижности населения. Основной потенциал роста топ-менеджер видит в вовлечении внешних рынков, для которых Екатеринбург будет интересен не как конечный пункт, а как аэропорт трансфера. Поэтому в Кольцово необходимо увеличить частотность существующих рейсов, а также работать над расширением региональной географии полетов.

В летнем сезоне аэропорт Кольцово запустил совместный проект с авиакомпанией "Руслайн" — перевозчик открыл несколько рейсов из Екатеринбурга по ряду направлений. Как говорит Доценко, по итогам первых месяцев работы «Руслайна» фактическая загрузка оказалась примерно в два раза выше ожидаемой несмотря на позднее открытие продаж. "Востребованными оказались направления, где авиасвязи были утрачены с советских времен, например Екатеринбург—Томск, Екатеринбург—Барнаул", — добавляет коммерческий директор аэропорта. Правда, в Кольцово понимают, что правильнее всего оценивать эффективность программы зимой, поскольку все рейсы запускались как круглогодичные, но пока до конца не ясно, насколько успешными они останутся в низком сезоне.

Привлекая новых перевозчиков и стимулируя открытие новых направлений, аэропорт Кольцово не только сам предоставляет скидки на обслуживание, но также ведет переговоры с руководством тех аэропортов, куда рассчитывают летать авиакомпании, о возможном изменении финансовых условий обслуживания при запуске маршрута. "Всегда очень просто договориться, если цели совпадают. Любой новый рейс или дополнительная частота для аэропорта — это дополнительные объемы работ и дополнительные доходы, авиационные и неавиационные. При этом постоянные расходы аэропорта никак не изменяются, а переменные сравнительно невелики. Можно договориться, чтобы рейс взлетел, а можно ничего не делать — сидеть дальше, упуская дополнительные доходы. Вопросы обычно возникают в отношении антимонопольного законодательства, поскольку скидки, предоставляемые субъектами естественной монополии — аэропортами, должны быть универсальны для всех перевозчиков", — говорит Доценко.

Сейчас аэропорт пытается запустить совместный проект вместе с "Регион-Авиа", однако старт этого проекта зависит от пополнения парка перевозчика дополнительными самолетами. Предполагается, что полеты могут начаться весной 2011 г. В аэропорту говорят, что технологии обслуживания трансферных пассажиров уже отработаны — время стыковки рейсов варьируется от часа до двух в зависимости от направления.

 
facebook share