Гордость Свердловской области

16.03.2010

Тамара Великова. Областная газета

Международный аэропорт Кольцово на сегодняшний день является самым динамично развивающимся среди региональных аэропортов России.

C 2003 года здесь реализуется масштабная программа развития в соответствии с постановлением областного правительства «О плане мероприятий по созданию узлового авиатранспортного центра на базе аэропорта Кольцово» и согласно новой стратегии Минтранса РФ. В её основе — создание сети аэропортов-хабов, обслуживающих внутрироссийские и международные транзитные потоки.

Строительство уже возведённого нового аэровокзального комплекса и реконструкцию аэродрома курирует министр транспорта РФ Игорь Левитин. В самом начале перестройки он охарактеризовал аэропорт Екатеринбурга как один из ключевых узловых авиатранспортных центров нашей страны, на базе которых реализуется транспортный потенциал государства: «Он станет хабом для обслуживания пассажирского и грузового транзита из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион».

Динамика развития

Обратимся к хронике событий.

2003 год — принято решение о начале реализации проекта масштабной реконструкции крупнейшего регионального аэропорта РФ при поддержке федерального правительства, министерства транспорта России, правительства Свердловской области и Группы компаний «Ренова».

2005 год — построен новый терминал международных авиалиний (пропускная способность — 600 пассажиров в час); заработал кейтеринг — «фабрика-кухня» бортового питания мощностью до 10 тысяч рационов в сутки.

2006 год — реконструирован терминал деловой авиации (VIP).

2007 год — введён в эксплуатацию терминал внутрироссийских авиалиний (пропускная способность — 1000 пассажиров в час).

2008 год — открыта новая железнодорожная станция «Аэропорт Кольцово» и запущен аэроэкспресс, связывающий аэропорт с центром Екатеринбурга и железнодорожным вокзалом.

2009 год — двери для пассажиров открыл новый терминал международных воздушных линий (пропускная способность — 1600 пассажиров в час).

2009 год — завершён первый этап реконструкции аэродромных покрытий — введена в эксплуатацию первая взлётно-посадочная полоса, оснащённая самым современным оборудованием.

Но мало построить современный аэропорт, отвечающий всем параметрам международного. (Впрочем, слово «мало» здесь несколько условно: на модернизацию, которая продолжается, кроме федеральных денег на взлётно-посадочную полосу (около четырёх млрд. рублей) затрачено более семи млрд. рублей частных инвестиций.) В суперсовременную оболочку надо вложить суперсовременную «начинку», создать и обкатать транзитные технологии. Всё это и раньше шло параллельно строительству, но в последнее время получило ускорение.

Екатеринбургский трансфер

Эффективная трансферная схема формируется, во-первых, за счёт развития региональной авиации и создания удобных стыковок. Во-вторых, привлечением новых перевозчиков. В-третьих, активизацией грузоперевозок и внедрением системы мультимодальных перевозок (когда один и тот же груз переправляется разными видами транспорта на основе одного договора). Таковы приоритеты в деятельности аэропорта Кольцово на 2010 год. Решение этих задач позволит екатеринбургскому порту сделать значительный шаг вперёд на пути к хабу, а также создать реальную конкуренцию аэропортам московского авиаузла.

— Перспективное развитие Кольцово мы видим в том, чтобы выйти за рамки обычного регионального аэропорта с маршрутной сетью «point to point» (то есть из пункта в пункт) и полноценно функционировать в качестве хаба с развитой трансферной и транзитной картой полётов. Для этого у Кольцово есть всё. С одной стороны, выгодное географическое положение, высокая активность бизнеса Урало-Сибирского региона. С другой — развитая аэропортовая инфраструктура с большой пропускной способностью и достаточно широкая существующая сетка полётов, — подчеркнул генеральный директор аэропорта Кольцово Евгений Чудновский на недавней пресс-конференции. — На практике это будет выглядеть как частичная переориентация на Екатеринбург средне- и дальнемагистральных потоков, сконцентрированных сегодня в Москве, и сведение их в единую трансферную схему.

Большое внимание будет уделено развитию сети ближнемагистральных авиаперевозок (от 250 до 1000 километров), тем более что для Кольцово есть свободная ниша: можно наращивать пассажиропоток за счёт жителей Урало-Сибирского региона, чья численность в пять раз больше, чем в Свердловской области.

Однако, по словам Е. Чудновского, основная проблема региональных перевозок заключается в том, что у авиакомпаний нет или крайне недостаточен парк воздушных судов. Для ближнемагистральных перелётов подходят только небольшие самолёты вместимостью до 50 кресел. К примеру, из-за того, что базовый перевозчик «Уральские авиалинии» перестал летать на ближнемагистральных Ан-24 (эти самолёты устарели физически и морально), сеть региональных маршрутов из Кольцово c 2009 года сократилась.

Тем не менее для развития так называемого «екатеринбургского трансфера» уже предприняты первые значительные шаги. Во-первых, разработана и действует программа льгот для авиакомпаний, которая предусматривает скидки за наземное обслуживание и авиатопливо на новых и трансферных рейсах, а также за дополнительную частоту полётов. С помощью этой системы мотивации Кольцово не только делит риски с авиакомпаниями, но и стимулирует их для развития нужных Екатеринбургу направлений. Такие перевозчики, как белорусская авиакомпания «Белавиа» и казахская «Эйр Астана», уже проявили интерес к программе. Первые её реальные результаты можно будет оценить к концу весны.

Во-вторых, заключено многостороннее соглашение по трансферу с Транспортной клиринговой компанией и авиакомпаниями, что даёт аэропорту возможность активно участвовать в формировании стыковок и организации продаж сквозных перевозок. Кольцово — второй аэропорт в России (после Домодедово), которому удалось внедрить такую схему.

В-третьих, стимулировать рост пассажиропотока планируется за счёт неавиационной деятельности. Так, сегодня оценивается возможность строительства вблизи аэропорта экспоцентра. Интерес к выставочной деятельности во всём мире высок, а Екатеринбург в этом направлении пока недостаточно развит.

Строительство выставочного комплекса выгодно и потому, что Кольцово имеет развитую инфраструктуру, две гостиницы, обладает хорошей транспортной доступностью (скоростная автострада до города, аэроэкспресс, близость крупных междугородних автотрасс) и большой территорией для паркинга. Таким образом, рассуждает руководство аэропорта, экспоцентр подстегнёт деловую активность в регионе и создаст условия для увеличения пассажиропотока.

В Кольцово намерены увеличить и грузовые перевозки. Авиакомпании, выполняющие грузовые рейсы, также могут получить скидки на услуги аэропорта и топливное обеспечение. Назрел вопрос о строительстве грузового терминала: прогнозируется значительное увеличение грузового потока из Китая, наблюдается активизация грузовых перевозок по всей стране.

Судя по тому, как целенаправленно вот уже более пяти лет модернизируется аэропорт Кольцово, можно не сомневаться, что он успешно осуществит и дальнейшие свои амбициозные планы по преобразованию в международный хаб.

facebook share